Eurocopter Dauphin: Пеницилин

Eurocopter Dauphin: Пеницилин

17.07.2020 Выкл. Автор admin

Каждое устройство, созданное человеком, призвано решать определенный круг задач. Чем этот круг шире — тем большую популярность получает устройство.

Формула, казалось бы, проста, но далеко не всем производителям техники удается совместить полезность с приемлемой ценой, достойным качеством и целым рядом других факторов, на которые мы с вами обращаем внимание.

В мире есть множество винтокрылых машин, самых быстрых, самых больших, экономичных, но удачно сочетать эти качества удается лишь единицам. Один из таких вертолетов — Eurocopter Dauphin, получивший свое название от французского "Дельфин" за характерную форму носовой части.

Французская вертолетостроительная компания Aérospatiale (Аэроспасьяль, которая в последствии стала частью Eurocopter) презентовала первый Дофин еще в начале 1973 года. Машина, получившая индекс SA365, фактически, представляла собой дальнейшее развитие модели SA360 с измененным, более обтекаемым корпусом и двумя двигателями вместо одного. Амбициозные задачи, конкуренция с американскими вертолетами Sikorsky и доработка производственной линии задержали выпуск "Дельфинов" на несколько лет — первый SA365 был продан лишь спустя пять лет, в декабре 1978 года.

Время, потраченное на разработку, не прошло даром. Вертолет сочетал лучшие наработки своих предшественников с авиационными новациями того времени. В частности, фенестрон, обтекаемый рулевой винт, разработанный инженерами компании еще в 1960 году, обеспечил меньший расход топлива и высокую скорость, а также безопасность для наземного персонала.

Фенестрон и четырехлопастной несущий винт небольшого диаметра позволили вертолету быть не только компактным и быстрым, но также и тихим, что очень важно в городских условиях. Казалось, что победа у европейцев уже в руках, однако продажи не оправдали ожиданий. Компания потеряла часть рынка США, что нанесло серьезный экономический ущерб и заставило производителя искать дополнительные сферы применения "Дельфинов". Благодаря этому в 1981 году на свет появился военный противолодочный вариант SA365 — вертолет SA365F Dauphin II (в последствии SA565 Panther), вставший на вооружение Франции, Чили, Ирландии и Саудовской Аравии, но сокращение военных бюджетов в Европе и Америке в конце 80-х не позволило и этому проекту стать золотой жилой для компании.

Читайте также  Virgin Australia

Надо отдать должное французам из Aérospatiale — в трудное для вертолетостроителей время они не опустили руки, а наоборот, с удвоенной силой взялись за усовершенствование своего "Дельфина". Быть может, именно поэтому, модель стала одним из самых универсальных предложений на рынке вертолётов в настоящее время.

Сейчас семейство Dauphin представлено модификациями AS365 N3 и EC155 B1, первый из которых стал настоящим "лекарством от всех болезней". Как говорят сами операторы: "Если есть дело, где необходим вертолет, значит там можно использовать Eurocopter". Все модели оснащены двумя двигателями TURBOMECA ARRIEL 2C мощностью 717 кВ (961 л.с.) каждый. С такими агрегатами максимальная скорость вертолёта ограничивается на отметке 287 км/ч, а дальность — на 963 километрах.

Для "Дельфина" различают пассажирскую, корпоративную и VIP-модификации. В пассажирском варианте машина перевозит до 14 человек или 1700 кг груза. Количество мест можно постепенно уменьшать, добавляя полезное пространство для дополнительного оборудования и благ цивилизации, вроде кондиционера, телевизора и минибара. В VIP-версии доступен роскошный трёхместный диван, а свободное пространство для каждого пассажира сравнимо с реактивными бизнес-джетами.

Всё же, ценить Dauphin прежде всего стоит за его социальную службу. Различные вариации этой модели служат в береговой охране США, полиции нескольких европейских стран, службах скорой помощи, поисково-спасательных службах и в качестве вертолёта для СМИ. Именно спасатели на "Дельфинах" первыми прибыли в Новый Орлеан на помощь пострадавшим после урагана "Катрина" в 2005 году.

Особняком стоит модель EC 155, разработанная как "вертолет для вашей яхты". Дизайнеры этого "Дельфина" утверждают, что даже внешний вид машины был разработан под впечатлением от красоты тихоокеанских волн. Трудно сказать, конечно, в какой части корпуса эти волны нашли применение, но над внутренним убранством "яхтолета" Eurocopter поработали на славу. За счет изменённых стен корпуса внутреннее пространство увеличили на 30% с возможностью размещения от 5 до 9 комфортных кресел из бежевой кожи. Пол и элементы декора выполнены привычным для яхт тиковым деревом, а каждому из пассажиров доступна своя аудиосистема и "плавающий" ЖК-телевизор.

Читайте также  Коронавирус – где мы сейчас и куда мы идем?

Силовые агрегаты EC 155 аналогичны собрату AS365 N3 и позволяют вертолету разгоняться до 324 км/ч и преодолевать расстояние в 784 км. Бортовые системы имеют целый ряд уникальных запатентованных разработок Eurocopter, например, автопилот – единственный в мире, разработанный специально для вертолета, а не адаптированный с большой авиации. Самое главное, пожалуй, что вертолет стал самым тихим в своем классе и одним только этим качеством привлекает покупателей с тугими кошельками.

В 2011 году компания Eurocopter продала тысячный экземпляр Douphin. Покупателем стала индийская компания Pawan Hans, специализирующаяся на разработке месторождений и добыче нефти. Тогда же эксперты компании подсчитали сумму летных часов всех корпоративных Dauphin, находящихся в 300 компаниях 69 стран мира. Получилось, что "Дельфины" в сумме налетали около 600 лет!

Сейчас в франко-германской компании работают над усовершенствованием модели AS365 N3. Возможности конструкции вертолета позволили создать на его базе скоростной вертолет – Eurocopter X3 (X-Cube). Машина с несущим винтом и двумя толкающими пропеллерами смогла разогнаться до 430 км/ч, но не смогла побить рекорд главного конкурента – Sikorsky X2, чья максимальная скорость составляет 481,5 км/ч. При этом руководство Eurocopter отмечает, что компания не собирается останавливаться на достигнутом. Вполне возможно, что в скором времени европейский вертолетостроитель снова включится в соревнование с Sikorsky.

В "гражданском" же русле 2013 год принесет дальнейшее развитие "Дельфиньей" серии. В первую очередь новшества коснутся систем контроля работы силовых агрегатов. Эту функцию будет выполнять двухканальный цифровой комплекс управления FADEC. Также машину оснастят новым главным редуктором, аналогичным редуктору вертолета EC155 и усиленной втулкой несущего винта типа Starflex, оборудованной эластомерными подшипниками. Другими словами, Dauphin получит 15-процентное увеличение производительности и значительный прирост полезной нагрузки при увеличении максимальной взлетной массы на 200 кг (до 4,5 тонн), а также сокращение эксплуатационных расходов и расходов на обслуживание. Компания Turbomeca, в свою очередь, занимается разработкой нового двигателя TM800 мощностью по валу 1100 л.с. Также предполагается, что основная информация с приборов (включая курс полета, скорость и т.п.) будет проецироваться на лобовое стекло.

Читайте также  Грузовые авиакомпании покидают Брюссель

Аналогичная технология уже нашла свое применение на гражданских самолетах. Впрочем, обо всех новшествах Eurocopter наверняка не расскажут вплоть до презентации в конце 2013 года. Будем ждать.

Александр Горбунков

Источник: smotorom.ru